Дэвид Кит Линч – по английски David Keith Lynch — американский кинорежиссёр, сценарист, представитель американского независимого кинематографа. Лауреат премии “Золотая пальмовая ветвь” 1990 года и приза за режиссуру Каннского кинофестиваля 2001 года, а также “Золотого льва” за вклад в мировой кинематограф 2006 года.
Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в небольшом американском городе Миссула, штат Монтана. Рос он в лесных краях на северо-западе США.
Родные:
Отец – Дональд Donald, специалист по сельскому хозяйству. Мать – Санни Sunny, преподаватель. Брат – Джон John, специалист по электроснабжению. Сестра – Марта Martha, финансист.
Супруги и дети:
1. Пегги Риви Peggy Reavey, состояли в официальном браке с 1967 по 1974 гг., дочь – Дженнифер Jennifer 1968 г. р..
2. Мэри Фиск Mary Fisk, сын – Остин Austin 1977 г. р..
3. в настоящее время подругой Линча является монтажер Мэри Суини Mary Sweeney, мать третьего ребенка, сына Райли Riley.
Дэвид Линч.
В 1965 году Линч посещал Пенсильванскую академию искусств – Pennsylvania Academy of the Fine Arts – в Филадельфии, где он с интересом занимался живописью, скульптурой и фотографией. Восхищение экспрессионизмом Кокошки на короткое время привело начинающего художника в Австрию, где жил его кумир. Среди своих самых любимых художников Линч называет также Ф. Бэкона и Э. Хоппера.
На курсах по экспериментальному искусству в 1966 году Линч увлёкся мультипликацией и после окончания их реализовал свой первый короткометражный анимационный фильм “Шесть блюющих мужчин” как заключительную работу. В 1967 году Линч купил кинокамеру и снял первый короткометражный фильм “Алфавит”, в котором были совмещены мультипликация и кинокадры. Картина была основана на кошмарном сновидении племянницы жены режиссёра Пэгги. Пэгги сыграла в фильме роль девочки.
В это же время Линч работал над сценарием фильма “Бабушка”. Предоставив готовый сценарий и свои другие труды, он принимает участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино – American Film Institute. К своему большому удивлению, Линч получил стипендию. 35-минутный фильм “Бабушка” выделяется довольно тонко продуманной линией повествования и проницательным содержанием. Эту работу по праву можно назвать вехой творческой деятельности Линча как режиссёра.
Дэвид Линч дает интервью.
Любимые фильмы Линча: “Бульвар Сансет” Уайлдера, “Окно во двор” Хичкока, “Мой дядюшка” Тати, “Лолита” Кубрика, “Час волка” Бергмана.
В 1971 году Линч начал работу над своим дебютом в полном метре “Голова-ластик”. По причине финансовых проблем съёмки неоднократно прерывались, и только через долгие пять лет (в 1976 году) работа над фильмом была завершена. В этой работе Линч первый раз продемонстрировал талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представил из себя не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие метафоры и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как это свойственно образам и категориям человеческого сознания. Данный подход к пространству, героям и истории станет основополагающим для последующего творчества Линча. Несмотря на тот факт, что к фильму на киностудии отнеслись весьма скептически, он через короткое время стал культовым. Даже сам Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
В 1980 году (по заказу Мэла Брукса) Линч работает над фильмом “Человек-слон”, который получил впоследствии восемь номинаций на премию “Оскар”, в том числе и за режиссуру. Это фильм затрагивает тему человечности, представляя изуродованного главного героя гораздо более добрым, честным и человечным, чем окружающие его “нормальные” люди.
Дэвид Линч с микрофоном.
После шумного успеха предыдущего фильма режиссеру предлагают снять третью серию “Звездных войн” – “Возвращение Джеди”. Но вместо этого Линч предпочитает заняться съемками фильма по собственному сценарию на студии Фрэнсиса Форда Копполы. Проект так и не был завершен. Тут же Линч взялся за съемки еще одной картины, продюсером которой стал Дино де Лаурентис. Научно-фантастическая новелла “Дюна” 1984 года, которая была на этот раз законченной, стала полным провалом. Перед выходом фильм был сильно сокращен, и это сделало его еще более туманным и запутанным. Потом сам Линч вспоминал, что ему не удалось выразить в картине все то, что он хотел.
Однако вскоре режиссер показывает свой настоящий уровень. В 1986 году вышел его новый фильм “Голубой бархат” – это автобиографический опус, который был навеян Кафкой, Босхом, Бунюэлем и Хичкоком. Главная роль в картине досталась известному по многим ролям актеру Кайлу МакЛохлану. Его роль “чистенького красавца” оттеняет странную атмосферу этого фильма. В этой картине, также как и в других, Дэвид Линч проявляет интерес к созданию особого напряжения во время действия, к сексуальным и вообще биологическим функциям (и дисфункциям) своих героев. Индустриальные картинки и звуки только поддерживают жутковатое ощущение от созданной им искусственной реальности.
Дэвид Линч позирует фотокорреспондентам.
В 1990 году Линч снял свой самый известный фильм “Твин Пикс”. Эта более “скромная” вариация на темы из “Голубого бархата” разлетелась на весь мир, порождая при этом волны восторженных зрителей. Чтобы придать смысл столь запутанной развязке истории, Линч выпускает в 1992 году “Огонь, иди со мной”. Эта серия, не менее запутанная, чем остальные, ответила наконец на главный вопрос: “кто убил Лору Палмер?”. Усталость, которая была вызвана съемками “Твин Пикс”, заставила Линча прекратить на время режиссерскую деятельность. Однако его гипнотизирующий фильм “Затерянное шоссе” вернул кинематографисту былую популярность.
В этом фильме Линч использует интересный cюжетный ход, смешивая личности двух разных героев. Большой популярностью пользуется саундтрек к фильму, включающий песни Дэвида Боуи, а также композиции групп Nine Inch Nails, Marilyn Manson и Rammstein. Фильм получил неоднозначную оценку критиков.
После вышедшего в 1999 году фильма “Простая история”, своей нарочитой незамысловатостью вызвавшего недоумение у поклонников творчества режиссёра, Линч в 2001 году выпускает картину “Малхолланд Драйв”, которая имеет огромный успех и получает ряд премий. “Малхолланд Драйв” сводит воедино многие характерные мотивы творчества режиссёра.
В сентябре 2006 года в рамках Венецианского кинофестиваля состоялась премьера последнего на сегодня фильма Линча “Внутренняя империя”, а самому режиссёру была вручена награда “Золотой лев” за вклад в развитие мирового кинематографа.
Линч тесно сотрудничает с композитором Анджело Бадаламенти, содавшему множество саундтреков для фильмов режиссёра, а в картине “Малхолланд Драйв” исполнившему одну из ролей.
Дэвид Линч с сигаретой.