В рубрике: Новости о Дэвиде Линче
Дата - 21 Окт 2014 11:49 дп
Ланс Вайлер о влиянии на него Дэвида Линча
Ланс Вайлер – это один из пионеров в области разработки трансмедийных проектов. Перед приездом в Москву для участия в ФОРУМЕ РОССИЯ 2012 Ланс рассказал изданию CINEMOTION о том, как можно использовать трансмедиа в кино, и почему в скором будущем фильмов станет намного больше, а такое понятие, как “массовая аудитория”, исчезнет.
CINEMOTION: В прошлом году ваш трансмедийный проект «Пандемия 1.0» победил на фестивале «Сандэнс» в номинации «Новые горизонты». Как бы вы описали суть проекта широкой публике?
Ланс Вайлер: Один из крупнейших мировых кинофестивалей атакует загадочный вирус, с людьми и вещами происходят странные вещи, все погружается в хаос. У зрителей, которые одновременно оказываются и участниками событий, есть 120 часов, чтобы справиться с Пандемией и спасти как можно больше людей, при этом онлайн- и оффлайн-участники должны действовать совместно. Это не просто кино – в проекте используются мобильные телефоны и прочие девайсы, Интернет, социальные игры, печать.
CINEMOTION: Как создавалась «Пандемия»? Как вам удалось свести все разноплановые элементы этой истории воедино, сохранив связность повествования?
Ланс Вайлер: В этом проекте мне хотелось выйти за привычные рамки, но в то же время для меня было важно, чтобы у каждой составляющей истории были свое начало, середина и конец.
Я старался встраивать в действие эмоционально-значимые моменты. Они помогают связать разные элементы истории воедино и заставить людей двигаться от одной составляющей к другой. Также я пытался предусмотреть разные уровни интерактивности, чтобы зритель-участник мог сам решать, насколько глубоко он хочет проникнуть в этот альтернативный мир. Представьте себе отверстие в стекле, пробитое пулей. Дыра в стекле – это мое режиссерское видение истории, а расходящиеся от нее трещины – то пространство для развития сюжета, которое я оставляю аудитории. Я использую трансмедиа, чтобы обогатить свою историю, как бы помещая ее в реальный мир и получая мгновенный отклик.
CINEMOTION: Какие приемы вы использовали в «Пандемии», чтобы вовлечь аудиторию в действие?
Ланс Вайлер: Ограничение во времени – на спасение от вируса было выделено 120 часов, и они сыграли свою роль. Людей быстро увлекла именно эта гонка. Еще одним мощным «двигателем» стали мобильные телефоны, которые мы раздали зрителям. Участники делали фотографии и снимали видео, создавая таким образом отчет о происходящем в режиме он-лайн.
CINEMOTION: Насколько удачным, на ваш взгляд, оказался проект? Что дал вам этот опыт?
Ланс Вайлер: На мой взгляд, это был настоящий успех. Я смог протестировать мир «Пандемии» на достаточно широкой аудитории, получить отклик, изобрести новые интересные методы работы в живой среде.
CINEMOTION: Какие фильмы и режиссеры оказали на вас влияние?
Ланс Вайлер: На меня, безусловно, повлиял Роман Полански – то напряжение, та особая атмосфера, которые есть в его фильмах «Отвращение», «Жилец», «Ребенок Розмари» и «Китайский квартал». «Жилец» разворачивается медленно, методично – и намертво врезается в память. Очень нравится Дэвид Линч и его специфическое, искаженное видение мира. Этот странный, противоестественный мир «Внутренней империи» и «Головы-ластика» мне очень близки. Люблю «Разговор» Копполы – на мой вкус, это один из лучших его фильмов. Перечислять можно, в общем-то, до бесконечности.
CINEMOTION: Что бы вы посоветовали начинающему независимому режиссеру, который хочет добиться успеха у публики?
Ланс Вайлер: Как можно больше писать, снимать и монтировать – ведь чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше у вас получается. К тому же, нужно смотреть, что и как делают другие. Наверняка есть люди, которыми вы восхищаетесь – выясните, как они добились своего. И не сдавайтесь. Если у вас есть драйв и настоящее желание что-то сделать – все получится. Наконец, как можно больше учитесь. Чем больше вы будете знать обо всех аспектах кинопроизводства – тем лучше.
CINEMOTION: Каким вы видите ближайшее будущее киноиндустрии?
Ланс Вайлер: Цифровым. На пленку будут снимать все меньше и меньше, и вскоре произойдет полный переход на цифровой формат. Распространение тоже будет цифровым, вне зависимости от того, идет ли речь о кинотеатрах, домашнем просмотре или персональных устройствах.
Фильмы будут выходить в огромных количествах, и у каждого будет своя небольшая аудитория. С кино произойдет примерно то же, что сейчас происходит с прессой и музыкой. За счет развития технологий культура будущего будет культурой ремиксов – у поклонников будет масса возможностей для их создания. Самые большие сложности будут связаны с защитой интеллектуальной собственности, авторским правом и тому подобными вещами.
CINEMOTION: «Если бы у меня было… я бы…» – как бы вы развили эту фразу?
Ланс Вайлер: Если бы у меня было десять миллионов долларов, я бы раздал их десяти режиссерам на десять фильмов и положил начало новой производственной модели. Все процессы должны быть подконтрольны тем, кто фильм создает. Фильмы были бы полностью цифровыми и не нуждались ни в каких физических носителях вроде DVD. К тому же я бы попытался привлечь к работе аудиторию, дать зрителям возможность наблюдать весь процесс создания фильма от начала до конца, а потом – распространять его разными способами.