Subscribe to Фан-клуб Дэвида Линча

Рекомендуемые

Управление











Статья Андрея Самброса о Дэвиде Линче


Сегодня вашему вниманию предлагается статья любителя кино (“Киноlove” – как он сам себя называет) Андрея Самброса под названием “Саспенс-режиссер – Дэвид Линч”, написанная для сайта LB.ua. Это его собственное мнение о режиссере и его фильмах, и оно, естественно, может не совпадать с вашим.

 

От автора статьи: я не специалист в области кино и никогда не хотел таковым стать, мои вкусы находятся за пределами мэйнстрима и, скорее, противостоят ему. В своих статьях я буду высказывать глубоко субъективное мнение.
В этой первой статье, я хотел бы рассказать о режиссере, сценаристе и продюсере, творце фильмов, который создал собственный, неподражаемый жанр кино. Я хотел бы рассказать вам о Дэвиде Линче.

Фильмы, обязательные к просмотру:
Малхолланд Драйв (Mulholland Drive) – 2001
Твин Пикс: Огонь иди за мной (Twin Peaks: Fire Walk With Me) – 1992

Фильмы «на один раз»:
Человек-слон (The Elephant Man) – 1980
Дюна (Dune) – 1984
Дикие сердцем (Wild at Heart) – 1990
Простая история (The Straight Story) – 1999

Фильмы, взрывающие мозг:
Голова-ластик (Eraserhead) – 1977
Внутренняя империя (Inland Empire) – 2006

Не стоит тратить время на:
Синий бархат (Blue Velvet) – 1986
Шоссе в никуда (Lost Highway) – 1997

Почерк: сюрреализм и мистика.

В копилке этого режиссера находятся несколько телевизионных проектов, самым успешным из которых зрители считают сериал «Твин Пикс» (его снимали в 1990-1991 годах), 10 полнометражных фильмов, ряд клипов и анимационных проектов, с которых, собственно, Линч и начинал свою карьеру.
Линч является одним из тех киношников, которые раз и навсегда изменили киноискусство. Его стиль, основанный на том, чтобы свести реальность к абсурду (а потом расчленить саму эту абсурдную реальность на несколько внутренних миров), стал довольно востребованным в начале нового тысячелетия. Однако на самом старте своей карьеры Линч выстраивал образы вокруг вещей, которые вызывают чувство отвращения и внутреннего саспенса, не работая толком со сценарием и с идеей самого видеорассказа. Другими словами, Дэвид Линч играл с человеческими ощущениями, он экспериментировал, и главная цель эксперимента состояла в том, чтобы заставить человека чувствовать внутренний трепет, страх, отвращение. Это можно почувствовать уже в первой его масштабной анимационной работе: «Six men getting sick».
Следовательно, такие вещи, как популярность и окупаемость фильмов не стояли для этого человека на первом месте. Важность приобретал стиль, который не могли, да и не хотели повторять другие творцы в области кино.
Просмотрев всю фильмотеку Линча, мне больше всего хочется рассказать Вам о трех его фильмах: «Голова-ластик», «Твин Пикс» и «Малхолланд драйв». Каждый их этих фильмов, по моему мнению, олицетворяет отдельную большую эпоху в творчестве режиссера.
«Голова-ластик» – фильм, который ретранслирует внутренний мир человека. Образность фильма и использование в нем метафор зашкаливает. Собственно, «Голова-ластик» является отражением внутреннего мира самого режиссера, о чем он упоминал в документальном фильме «Don’t look at me». Наверное, это самый отвратительный интеллектуальный фильм из всех, которые мне приходилось видеть. Некоторые из вас вспомнят сейчас о «Зелёном слонике» Светланы Басковой или о фильме «Розовые фламинго» Джона Уотерса – но это примитив, в этих фильмах показывают вещи, которые и в реальной жизни вызывают не меньшее отвращение. Линч же, работая над своим первым полнометражным фильмом долгие пять лет, создал воплощение тёмной стороны собственного внутреннего мира.
Многие из его методов режиссерской работы «Голова-ластик» гораздо позже были использованы другим мастером уже русского артхауса – Алексеем Балабановым в его фильме «Счастливые дни».
Если будете смотреть этот фильм, посмотрите его уже после «Малхолланд Драйв» и «Твин Пикс».
Именно в «Твин Пикс» Линч впервые игрался с сюжетом таким образом, чтобы невозможно было прийти к одному единственно правильному выводу, одной разгадке. Особенно хорошо подобный трюк срабатывал, когда Линч вводил в свои фильмы детективную линию. Неудивительно, что сам Дэвид никогда не давал подсказок зрителям, а когда и давал таковые – то ещё больше усугублял споры между своими фанами. Короче говоря, все дальнейшие его фильмы, в которых он выступал не только режиссером, но и сценаристом, носили специфический оттенок мистики и интеллектуального детектива.
Теперь немного о «Твин Пикс: Огонь, иди за мной». Этот фильм является приквелом к телесериалу «Твин Пикс» и описывает события последних дней жизни американской школьницы – Лоры Палмер. Для тех, кто не видел сериал, стоит сказать, что получился он незаконченным – с открытым концом, который полностью не проясняет загадку сериала (подобный подход позже использовался многими сериалами, в том числе и «Lost»).
Полнометражный фильм, который вышел через год после завершения съемок сериала, толком ничего не прояснял, но дал дополнительную пищу для размышлений. Эта полнометражная картина – интеллектуальное оправдание Линча, ибо в этом фильме он хотел показать, насколько грандиозным и масштабным был замысел, неосуществленный в телепостановке.
История «Твин Пикс» – это не просто высококачественный интеллектуальный триллер, это именно та кинолента, которая позволила Линчу раскрыть свой сценаристский дар. Ведь в тех фильмах, которые он снимал в 70-е и 80-е годы, очевидным недостатком было отсутствие фабулы как таковой. Фильмы начинались с метафор – ими и заканчивались. Напротив, именно «Твин Пикс» как сериал, а затем как фильм позволил ему создать многоуровневое повествование, которое строится на интересной истории, уничтожающейся к концу фильма проникновением мистического, пугающего сюрреализма.
Кроме того, полнометражный «Твин Пикс» стал местом апробации актёров, которые до этого времени были лишь певцами. Первый подобный опыт Линч получил во время съемок фильма «Дюна», где известный исполнитель Стинг играл одного из злых персонажей Фейд-Раута. В «Твин Пиксе» тема певцов-актеров была раскрыта полностью. Так, двух агентов ФБР играли известные исполнители: Дэвид Боуи сыграл Филиппа Джефриса, а Крис Айзек – агента Честера Дезмонда.
Последним фильмом, о котором я расскажу вам в этой статье, будет «Малхолланд Драйв». По мнению многих кинокритиков, этот фильм является лучшим произведением, созданным Дэвидом Линчем. Я полностью разделяю их мнение.
В этом фильме есть все: и великолепный сюжет, и замечательная режиссура, и настоящая актерская игра, и много ещё всего с приставками «великолепный», и «замечательный».
«Малхолланд драйв» является вершиной творчества Линча, той пиковой точкой, которую он не смог взять ни до этого, ни после. Сам фильм представляет собой поочередную смену реальностей, снов во снах, которые видят персонажи фильма. Чем ближе к концу киноленты, тем больше реальности проступает на экран, тем меньше смысла доходит до зрителя и тем больше хочется смотреть этот фильм.
Посмотрев первый раз этот шедевр, я не мог отвлечься от идей увиденных на экране ещё несколько дней. Кроме того, я много раз просматривал фильм и поражался, насколько объемная работа была проведена Линчем в плане режиссуры: соответствия картинки, звука (часть саундтреков к фильму была написана при участии самого Дэвида), символов с общей атмосферой фильма.
К этому фильму Линч предлагал 10 подсказок, якобы для того, чтобы можно было найти его «разгадку». Однако этот трюк понятен: вооружившись подсказками, активные блогеры и просто любители интеллектуального кино начали секунду за секундой пересматривать фильм и искать, в который раз, его единую разгадку. Но, естественно, найти таковую никому не удалось, а поэтому мы можем смотреть этот фильм без задних мыслей.
Важно понимать тот факт, что фильмы не всегда являются развлечением, иногда это что-то большее чем «Сумерки. Сага. Что-то там ещё», иногда это не бездумная трата времени, во время которой можно отключить мозг после работы. Иногда фильмы пробуждают в человеке чувства, которые он доселе не испытывал, они заставляют человека переосмысливать собственные ощущения, они заставляют Думать. И мне кажется, что из режиссеров современности нет того, кто мог бы сравниться в этом с Дэвидом Линчем и его фильмом «Малхолланд драйв».

Несколько интересных фактов:
Дэвид Линч не расстается с актерами, с которыми он только начинал свою карьеру. Так, Джек Нэнс – исполнитель главной роли в фильме «Голова-ластик», участвовал практически во всех фильмах Дэвида Линча (до момента своей смерти в 1996 году) за исключением фильма «Человек-слон», в которой сам Линч был лишь режиссером.
Дэвид Линч очень трепетно относится к собственной интуиции, многие вещи в его фильмах получаются настолько мистическими и абсурдными лишь потому, что он не перечит внутреннему голосу, который, по всей видимости, иногда бывает очень безумным, но именно благодаря ему Линч может создавать неповторимые образы в собственных произведениях.
И последнее, предлагаю посмотреть одну из моих любимых сцен «Малхолланд драйв», фильма, который, по мнению авторитетного французского журнала «Кайе дю синема», является главным фильмом десятилетия 00-х (она представлена в начале статьи – прим. админа).
Не забывайте, что Ваш вкус меняется не только с каждым просмотренным фильмом, но и с каждым не просмотренным тоже.
Приятного времяпровождения!



Один комментарий “Статья Андрея Самброса о Дэвиде Линче”

  1. Андрэ :

    Ну тут автор конечно много спорного написал. Но это его личное мнение, имеет право…

Оставить комментарий